Повторное использование проектов однажды выстроенных и признанных удачными домов широко вошло в практику московских зодчих, начиная с конца тридцатых годов ХХ века, когда всерьез задумались над экономичностью строительства.

Советская архитектура / Статьи и книги о советской архитектуре / Москва / Периодические издания / «Архитектура и строительство Москвы» / №6 (1999 год) - Романтик и практик реальной архитектуры: Натан Абрамович Остерман (авторы: А.В.Петрушкова, Я.Е.Дихтер)

Романтик и практик реальной архитектуры

Имя Натана Абрамовича Остермана хорошо известно в архитектурной среде. Это с его легкой руки слово "Черемушки" стало обозначать районы массового жилищного строительства во всех городах СССР. Это ему принадлежат идея и проект Дома Нового Быта, породившие столько толков. Н.А.Остерман родился в 1916 году в Харькове и по окончании индустриально-строительного техникума поступил в МАрхИ. С 1941 года он - сотрудник и аспирант Института жилища Академии архитектуры.


Н.А.Остерман



Избрав в самом начале творческого пути тему архитектуры жилища, он затем не оставлял ее до конца жизни, к сожалению, недолгой. В войну Н.А.Остерман занимается строительством жилья для эвакуированных, позже - восстановительным жилищным строительством. Был уполномоченным Комитета по делам архитектуры при СНК СССР в Берлине.

Послевоенная деятельность Н.А.Остермана заложила архитектурные основы индустриализации и стандартизации жилищного строительства. Работы, проведенные в Институте жилища, подготовили почву для перехода во второй половине 50-х годов к массовому индустриальному домостроению, что позволило относительно быстро решить проблему обеспечения жильем населения страны, пережившей войну коллектив ученых в составе Л.Врангель, Н.Остермана, В.Нестерова и крупнейшего конструктора того времени Г.Кузнецова осуществил проектирование и монтаж первого бескаркасного многоэтажного жилого дома на Октябрьском поле.


Застройка комплекса по улице Куусинена. Фото 1970 года



Этот дом и сегодня привлекает внимание и своей композицией - 7-этажный корпус с примыкающими к нему 5-этажными крыльями, и решением декора фасадных стен, выполненных из навесных панелей с утолщениями-ребрами по краям.

После этого коллектив разрабатывает огромный комплекс из пяти одноэтажных и многоэтажных корпусов, занявших протяженный квартал между улицами Куусинена и Зорге. Каждый корпус включает центральную 10-этажную часть и 8-этажные крылья. Меридиональная ориентация центральных блоков позволила авторам применить в них коридорную планировку. Фасады формируются навесными панелями высотой в два этажа/ Вскоре Н.А.Остерман переходит во вновь созданное Специальное архитектурно-конструкторское бюро (САКБ, позднее ставшее МНИИТЭП ), где он возглавил проектную мастерскую.


Проектные предложения многоэтажного дома. Проект, опередивший свое время на тридцать лет



Здесь наступил период расцвета его творчества. Мало кто помнит, что в 1954 году возникла (и вскоре угасла) идея создания крупных дачных поселков - Жуковки и Теплого Стана. Проектирование было возложено на САКБ и поручено мастерской Остермана. Качество проектов и построенных по ним головных образцов восьми типов дач можно оценить и сегодня - в них размещен детский сад на углу Богородского шоссе и улицы Короленко в Сокольниках. Однако до массового внедрения проектов дело не дошло. Эти скромные, тщательно выверенные, удобно спланированные дачи можно рассматривать как прообраз современных коттеджей. Так мастерская Остермана опередила время на 30 лет!

Иная судьба была уготована сериям жилых домов, составившим основу массового жилищного строительства. В начале 50-х годов стало ясно, что чрезвычайно острую жилищную проблему не разрешить только сооружением "штучных" дорогостоящих парадных зданий на магистральных улицах. Был проведен анализ мировой и отечественной практики с целью отбора оптимальных архитектурно-конструкторских решений, на основе которых в стране можно было бы развернуть массовое строительство жилья. К рассмотрению отобранных решений, к новым проработкам и подготовке нормативной базы привлекались лучшие архитекторы, конструкторы и технологи строительной индустрии.


25-этажный жилой дом "Известий" на Черкизовской улице



В Москве в этой работе участвовали такие мастера, как Б.Рубаненко, З.Розенфельд, А.Зальцман, Д.Меерсон, В.Лагутенко и другие. Аналогичные поиски велись и на периферии, в частности на Урале, где появился первый крупнопанельный дом Гипростройиндустрии. В столице образовалось два центра проектных работ, один из которых возглавлял Н.Остерман, а другой - Б.Рубаненко в ЦНИИЭП жилища. Первый центр работал на Москву, второй - на весь Союз, но они тесно взаимодействовали.

Сегодня, когда все настойчивее звучит презрительная критика в адрес "хрущоб", не лишне вспомнить некоторые обстоятельства, при которых они создавались. В послевоенные годы, как уже говорилось, жилищная проблема стояла чрезвычайно остро. При этом проектные нормативы (6 кв. метров жилой площади на человека) были предельно жесткими. В стране полностью отсутствовало производство крупноразмерных бетонных изделий, лифтов, башенных кранов, большегрузного транспорта. В этих условиях требовалось в кратчайшие сроки создать проектно-технологическую базу для массового жилищного строительства в небывалых масштабах. Работы развернулись по двум направлениям: поиск оптимальных схем квартир для односемейного заселения и конструктивного решения зданий индустриального производства, состоящих из таких квартир. Схема генплана и реализация в сериях типовых проектов. 9-й квартал в Новых Черемушках


Схема генплана и реализация в сериях типовых проектов. 9-й квартал в Новых Черемушках



Разумеется, это требовало интенсивного развития технологий. Коллектив мастерской Остермана разрабатывает методы строительства с использованием укрупненных конструкций - бетонных блоков, производство которых было освоено еще до войны.

Стремясь к максимальной стандартизации и нормированию, коллектив создает "Номенклатуру крупных блоков ИИ-05", каталогизированную во всесоюзном масштабе. Она оказалась равно пригодна для жилых и общественных зданий, и по ней сразу же началось возведение школ, больниц и других типов зданий. Одновременно Н.Остерман в содружестве с архитектором А.Свирским создает целый набор "архитектурных" блоков-деталей с рельефным орнаментом, частично - с цветовым решением. Демонстрационный фрагмент стены, сложенной из таких блоков, привлек большое внимание посетителей ежегодных строительных выставок в Сокольниках.


Современный вид 9-го квартала. Фрагмент



Наконец коллектив проектирует целый квартал, состоящий из крупноблочных жилых домов, школы, детсада, других сооружений. То был 12-й квартал - первенец Новых Черемушек. В 1955 году он начинает застраиваться, а через год уже принимает новоселов. Даже сегодня, спустя 35 лет, этот озелененный, благоустроенный и обжитой квартал выглядит отлично. Серии его домов - 11-04 и 11-05 - последние, допускавшие покомнатное расселение, то есть - коммуналки. Далее строились дома с планировкой квартир на одну семью. В тех же Новых Черемушках Н.А.Остерман проводит комплексный архитектурно-строительный эксперимент. Проектирование четырнадцати жилых домов в одном из районов поручается молодым архитекторам мастерской. Нужно ли говорить об их энтузиазме! Так возник знаменитый 9-й квартал - лицо Новых Черемушек.

Постепенно формировалась Профсоюзная улица, прокладывалась линия метро. Три однотипных 8-этажных дома, а в 1958 году - в 9 и 12-этажном исполнении, были растиражированы по всей Москве, области и другим городам, куда могли быть доставлены или где изготовлялись на месте крупные блоки. Предельно экономичный проект стал находкой для жилищно-строительных кооперативов.


10-й квартал в Новых Черемушках. Первые в мировой практике многоэтажные каркасно-панельные дома



В процессе заселения квартала определились наиболее эффективные - широтная и меридиональная - схемы планировки квартир для 5-этажных домов, строительство которых развернулось в невиданных ранее масштабах. Новые микрорайоны возникали с непостижимой быстротой. Только за один 1961 год город получил 121 тысячу квартир! Лишь к 1966 году, с появлением домов повышенной этажности, строительство "пятиэтажек" стало сокращаться...

Однако вернемся к 9-му кварталу. Для своего времени это был образец всесторонне и полноценно благоустроенного жилого массива. О нем говорили специалисты и рядовые граждане. Отечественные и зарубежные архитекторы, приезжая в Москву, в первую очередь стремились увидеть 9-й квартал Новых Черемушек. Во многих городах страны начинается строительство своих "Черемушек", а в качестве образца используется 9-й квартал. Здесь впервые увидели свет многие новые серии жилых домов. Следующий, 11-й квартал Новых Черемушек застраивался домами из керамзитобетонных панелей. Кстати, первый образец такого дома находится опять же в 9-м квартале (архитектор А.Петушкова). В 1963 году были введены новые, не столь жесткие нормы проектирования и разрешены дома повышенной этажности. Одновременно перевооружалась строительная индустрия столицы. Были созданы домостроительные комбинаты, разработаны и внедрены вибропрокатная и кассетная технологии изготовления железобетонных изделий, налажено производство лифтов, объемных конструкций сантехкабин и лифтовых шахт, башенных кранов, специализированных транспортных средств. Н.А.Остерман задумывает и осуществляет застройку 10-го квартала Новых Черемушек. 10-й квартал стал опытной площадкой, где новые проекты, новые конструкции и новые технологии воплощались в жизнь. А коллектив, возглавляемый Остерманом, продолжал работу. Следующая серия 16-32 - 5-этажные панельные дома со стенами из взаимозаменяемых конструкций, далее - проект дома из объемных элементов. Часть их была реализована: около двух десятков 12, 14 и 17-этажных домов разных конструкций построено на 10 квартале. Дома из объемных элементов не прижились в Москве, не выдержав соревнования с крупнопанельными, однако получили широкое распространение в других регионах, например в Краснодарском крае. Дом сооружался за пять суток: ночами шел монтаж, а днем бетонировались стыки. Внутренняя отделка была заводская. В процессе проектирования Н.А.Остерман активно ведет теоретические изыскания. Серии 1Мг-600 и 1Мг-601 (16-этажные каркасно-панельные дома) - первые в мире. Затем следует 25-этажный дом на Стромынке, серия "небоскребов" с монолитными ядрами жесткости. "Попутно" проектируется первое специально обустроенное многоэтажное здание для одного из министерств, серия проектов полносборных гостиниц. Совместно с Н.Улласом Остерман участвует в международном конкурсе проектов застройки крупного экспериментального жилого района на Юго-Западе (сейчас "Тропарево").

Как и после застройки 9-го квартала, по остермановским проектам развернулось массовое строительство и в других районах. С 1964 по 1970 год введено 7,2 млн.кв. метров жилья. Н.А.Остерману и его соратникам выпало быть соучастниками беспрецедентного переселения сотен тысяч москвичей из подвалов, коммуналок и общежитий в собственные квартиры со всеми удобствами. Наконец, 10-й квартал стал местом осуществления любимого - последнего - проекта мастера - Дома Нового Быта (ДНБ). С созданием этого уникального комплекса связаны масштабные работы по исследованию жизнедеятельности людей вне производства.


Квартал крупноблочных домов в Новых Черемушках. Макет производства работ 10-й квартал в Новых Черемушках



Свыше 20 научно-исследовательских организаций и многие отдельные ученые были привлечены к этим исследованиям. Н.А.Остерман попытался предвосхитить и удовлетворить самый широкий спектр потребностей семьи, максимально освобожденной от хозяйственной рутины. 812-квартирный комплекс был скомпонован из жилых ячеек - по 12 - 15 квартир в каждой. Библиотека, спортзал, бассейн, здравпункт и многое другое было к услугам проживающих. Н.А.Остерман до ввода комплекса в эксплуатацию, к сожалению, не дожил. НДБ отдали аспирантам и стажерам МГУ, ректорат которого охотно принял от Моссовета такой замечательный подарок. Историю создания ДНБ режиссер С.Герасимов сделал темой фильма "Любить человека". Н.А.Остерман обладал обширной эрудицией, необычайным личным обаянием и стилем прирожденного руководителя. Сотрудники уважали и любили его искренне и преданно. К тому же он поражал всех своей работоспособностью и продуктивностью. В докомпьютерную пору Остерман выполнил огромное количество великолепных графических таблиц по всем аспектам идеи ДНБ. Это ценнейший графико-аналитический фонд, вошедший в архитектурную науку. Он также оставил обширное печатное наследие. Перу Н.А.Остермана принадлежит множество книг и неисчислимое количество статей.

В ряду замечательных деятелей науки и культуры шестидесятых годов достойное место занимает Натан Абрамович Остерман - романтик и выдающийся практик реальной архитектуры.

А.В.Петрушкова, архитектор, Я.Е.Дихтер, кандидат архитектуры
«Архитектура и строительство Москвы», №6, 1999 год