Повторное использование проектов однажды выстроенных и признанных удачными домов широко вошло в практику московских зодчих, начиная с конца тридцатых годов ХХ века, когда всерьез задумались над экономичностью строительства.

Его именем названы башни

В марте этого года исполнилось бы 88 лет выдающемуся московскому архитектору Ефиму Петровичу Вулыху. Лауреат премии Госстроя СССР, заслуженный архитектор РСФСР он был награжден многочисленными орденами и медалями и для создания облика столицы Советской страны сделал немало. Построенные Вулыхом ансамбли жилых домов на Комсомольском проспекте и Фрунзенской набережной считались тогда подлинными достижения в области градостроительства, органически вливаясь в архитектурный облик нашей столицы. Среди многочисленных объектов, построенных им в Москве, можно упомянуть жилой комплекс на Дорогомиловской набережной, 450-квартирный дом на Ленинградском проспекте. В рамках творческого коллектива как автор и главный архитектор Ефим Петрович участвовал в создании Государственного цирка на проспекте Вернадского, Института научной информации с фундаментальной библиотекой общественных наук на Профсоюзной улице. А еще его именем названы типовые 14-этажные жилые дома-башни, многократно повторенные в Москве и в других городах России. В сравнении с «хрущевскими» пятиэтажками и панельными домами первых серий башни Вулыха выделялись комфортабельностью, удобной внутренней планировкой и нарядным внешним видом, по тем временам считаясь элитным жильем. Эти дома смотрятся вполне современно и сейчас. Ефим Петрович родился в многодетной семье в городе Бельцы, который тогда принадлежал Румынии. В 1940 году он поступил в Бухарестскую академию архитектуры, а после вхождения Бессарабии в состав Советского Союза начинающий архитектор переехал в Харьков и продолжил учебу в Институте инженеров коммунального хозяйства. Во время Великой отечественной войны институт был эвакуирован в Джамбул, а затем в Ташкент, где тогда находился Московский архитектурный институт. Вместе с институтом в 1944 году Вулых приехал в столицу. Окончив МАрхИ, он начал работать в мастерской академика архитектуры Леонида Полякова, став его учеником и последователем. Под руководством мэтра он осуществил ряд проектов жилых домов и общественных зданий, реконструкции городов, разрушенных во время войны, в частности, города-героя Севастополя. В конце 40-х годов формировался и облик Москвы как столицы Советской страны взамен уже почти не сохранившейся Москвы златоглавой. Это время так называемой «сталинской» архитектуры, когда возводились масштабные, пафосные здания, в корне изменившие лицо города. Семь знаменитых высоток - от семи холмов, на которых раскинулась наша столица - яркая архитектурная доминанта того времени. Самым выдающимся архитектором советских времен Ефим Петрович считал Щусева, а самым выдающимся его произведением -Мавзолей Ленина. «Нужно быть гениальным архитектором, чтобы на Красной площади построить абсолютно чудовищное по своему назначению сооружение, которое бы так гармонично и органично вписалось бы в историческую ткань главной площади страны», - говорил Вулых. Особая глава в жизни архитектора Вулыха связана с Комсомольским проспектом. Как известно, Москва имеет исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку, и лучи-проспекты, веером расходящиеся от Кремля к окраинам, прямые. И изначально юго-западный луч - Комсомольский проспект - проспект Вернадского тоже должен был быть прямым. Но в этом случае подлежал сносу замечательный памятник русской архитектуры - церковь Николы в Хамовниках. Времена были непростые, с культовыми сооружениями особо не церемонились, и архитектор буквально подставлял свою голову, спасая памятник. В итоге, проспект получился таким, как мы его видим сейчас. Вообще, этот район - один из самых комфортабельных для проживания. Все дома отодвинуты вглубь, от проезжей части их отделяют три линии зеленых насаждений. Проектом всей жизни Ефима Петровича стал цирк на проспекте Вернадского, распахнувший свои двери в 1971 году. По тем временам это был крупнейший в Европе цирк, со множеством сложных инженерных конструкций, сменяющимися манежами и т.д. Проект был выдвинут на Государственную премию, но из-за того, что в нем последовательно принимали участие целых 10 строительных управлений, архитектор не получил заслуженной награды. Цирк на Вернадского и по сей день украшает собой этот кусочек юго-запада столицы. Невозможно представить себе этот район без подсвеченного изнутри, парящего в небе купола.

Главное - простор

Смирновская, Тишинская, Москворецкая и башня Вулыха внешне очень похожи. Построены из кирпича песочного цвета, на фасаде - большие лоджии. Во многом сходны и их технические характеристики: два лифта (грузовой и пассажирский), мусоропровод с загрузочным клапаном на каждом этаже. Отопление центральное, водяное, вентиляционные блоки - на кухне и в санузле, водоснабжение (горячая и холодная вода) - от городской сети. Высота потолков - 2,7 метра. Наружные стены толщиной 510 мм возводятся из кирпича, внутренние стены и перекрытия - из гипсобетонных панелей толщиной соответственно 200 и 80 мм, перекрытия - из многопустотных панелей толщиной 220 мм. Отличаются они друг от друга разной этажностью (12 или 14 этажей) и планировкой квартир. Зато у башни Вулыха (тоже 14-этажной) есть ряд существенных отличий. Прежде всего, они касаются расположения лестницы и лифтовых шахт. В отличие от упомянутых башен, где этот блок вынесен за пределы жилой секции, здесь он находится в центре конструкции дома. Количество квартир в секции уже не шесть, а восемь (три однокомнатные, четыре двухкомнатные и одна трехкомнатная, представленные в одном варианте). Санузлы во всех квартирах раздельные, в трехкомнатной квартире почти 10-метровый коридор. Площадь однокомнатной квартиры здесь - 34,3 (19,7) кв. м, кухня - 8,1, лоджия - 6,4 кв. метра. Двухкомнатная занимает 53 кв. м (18,1/14,7), кухня - 8,7, лоджия - 5,9 кв. метра. Трехкомнатная - 73,6 кв. м (21/14,9/12,3), кухня - 9,2 кв. метра. Вдоль всей квартиры тянутся две спаренные лоджии площадью 6,4 и 6,1 кв. метра.

«Квартира, дача, офис»