В первое десятилетие советской власти стали появляться довольно интересные проекты высотных зданий в Москве. Среди них проект восьми «горизонтальных небоскребов» Эля Лисицкого

Мастерские: история мастерской №12

При организации в 1933 году архитектурных мастерских Моссовета была создана отдельная мастерская №12 под руководством художника Н. Г. Борова, занимавшаяся разработкой проблем, связанных с решениями внутреннего оформления - интерьера. Серьезное внимание уделялось вопросам композиции, облицовки и обработки стен, потолков и полов, вопросам цветовой композиции, рисунка и конструкции мебели, осветительной арматуры, рисунка и расцветки декоративных тканей. Команда 12-ой мастерской состояла из художников-оформителей, художников мебели, конструкторов осветительной арматуры и фурнитурщиков.

Самой известной и выдающейся работой 12-ой мастерской является разработка внутреннего архитектурного оформления платформенного зала и северного назменого вестибюля станции Московского Метрополитена им. Л.М.Кагановича "Охотный Ряд". По проекту художников Н.Г.Борова, Г.С.Заславского и архитектора Ю.А.Ревковского центральный и боковые залы станции, связанные между собой аркадами, были облицованы ценными породами камня - белым итальянским мрамором, марблитом, лабрадором. Обработанные кессонами своды центрального зала освещались отраженным светом недоживших до наших дней светильников, располагавшихся по центру зала. Шесть эскалаторов соединяли станцию с двумя подземными вестибюлями, один из которых находился в снесенной несколько лет назад гостинице "Москва". В облицовке этих вестибюлей были использованы белый марблит и желто-коричневый мрамор "кадыковка" для стен и оливково-коричневый с белой прожилкой кавказский известняк "садахло" для колонн. Архитектором мастерской №2 Д.Н.Чечулиным северный наземный вестибюль был встроен в здание дореволюционной постройки недалеко от Большого Театра. Боров и его коллеги решили внутреннее пространство вестибюля в общих с архитектурой станции чертах, не разрывая архитектурно-композиционное пространство. Позже этот вестибюль был переоборудован на вход и выход со станции "Театральная" второй очереди строительства метро.

В архитектурном решении всех залов станции авторы стремились к преодолению ощущения большой подземной глубины и тяжести средствами художественной выразительности. Применив простые монументальных формы, выдержав облицовку в светлых тонах и насытив все помещения отраженным светом, они придали станции атмосферу легкости и жизнерадостности.


(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


Киоск для продажи вод и киоск ОГИЗ для станции "Охотный ряд" (иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


Турникеты для станции "Охотный ряд" (иллюстрация: 19-35.blogspot.com)

Другой интересной работой мастерской №12 можно считать проект внутренней отделки и оборудования комбината газеты "Правда", выстроенного в 1932 году по проекту архитектора П.А.Голосова. Команда в составе из руководителя мастерской Н.Г.Борова, Г.С.Замского и И.А.Янга стремилась в своей работе подчинить все элементы оформления идеологическому и технологическому содержанию здания. Образцовое социалистическое предприятие, каким и являлся комбинат "Правда", должно было иметь безукоризненную обстановку рабочих мест, бодрую, радостную и опрятную обстановку в цехах.

Серьезной и ответственной задачей для художников являлось проектирование отделочных работ и меблировки редакционно-издательского корпуса. Внутренне оборудование корпуса, в котором располагались редакции газет "Правда", "Комсомольская Правда", журналов "Крокодил", "Большевик" и других, трактовалось авторами как близкое по типу к рационализированной конторской меблировке. В облицовке центральных холлов и вестибюлей был использован мрамор различных оттенков. Широкие и длинные коридоры, по обеим сторонам которого располагались конторские и редакционные помещения, решались в разных цветах для облегчения поэтажной ориентации. В стороне от потоков основного движения проектировались приемные, выдержанные в светлых тонах с мебелью красной обивки, цветными коврами и живописными панно на стенах.

Самой ответственной частью проекта являлось оформление поэтажных конференц-залов. Особое внимание при разработке их интерьера авторы уделяли дизайну и рисунку мебели, цветовой гамме и технике отделочных работ.


(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)

Помимо этих крупных проектов мастерская усердно работала над разработкой мебели для различных советских учреждений - клуба Наркомлегпрома, универмага ЗВК, бань Моссовета, разрабатывали проект внутреннего оформления Белорусско-Балтийского вокзала, а также занималась проектированием газетных киосков Союзпечати.


Кабинетное кресло, курительный столик и кабинетное полукресло для клуба Наркомлегпрома
(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


Кабинетный диван для клуба Наркомлегпрома
(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


Типовой диван для раздевален и шезлонг для комнаты отдыха для бань Моссовета
(иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


Уличный и вокзальный киоски Союзпечати (иллюстрация: 19-35.blogspot.com)


Вокзальный киоск Союзпечати (иллюстрация: 19-35.blogspot.com)

Однако уже в 1935 году было объявлено о ликвидации мастерской. По заявлению Моссовета "мастерская не ответила на поставленные ей задачи", что едва ли соответствовало действительности, но истинную причину закрытия мастерской уже не узнать. Еще трагичнее сложилась судьба руководителя мастерской - художника Н.Г.Борова - героически сражаясь с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, он погиб в 1942 году в Карелии.

Несмотря на то, что мастерская №12 просуществовала всего около двух лет, ее мастера, руководимые талантливым художником Н.Г.Боровым создали массу самобытных и оригинальных вариантов оформления интерьера, украсивших множество московских учреждений.

Автор: Артем Чернов (19-35.blogspot.com)