Повторное использование проектов однажды выстроенных и признанных удачными домов широко вошло в практику московских зодчих, начиная с конца тридцатых годов ХХ века, когда всерьез задумались над экономичностью строительства.

Юго-западу - 50

В 1952 году началась массовое строительство на Юго-западе. Так тогда назывались два ряда кварталов, вытянувшихся слева и справа вдоль Ленинского проспекта от нынешней площади Гагарина до улиц Крупской и Гарибальди. С тех пор появилось много новых массивов комплексной застройки, но лучше Юго-запада Москва так ничего и не получила. Юго-запад остался уникальным в истории московского градостроительства районом, в котором оптимальным образом совместились черты старой доброй архитектуры с гигантскими масштабами поточного домостроения. При разглядывании плана Юго-запада прежде всего привлекает удивительная, исключительная для бестолковой Москвы четкость и ясность нарезки кварталов, расстановки домов, что свидетельствует о том, что проекты градостроителей не были брошены, как то часто бывало, на полпути, а доведены до логического завершения.

Кварталы Юго-запада отличаются правильными прямоугольными очертаниями. Улицы проложены прямо, вне зависимости от особенностей рельефа. Потом за это Юго-запад дружно ругали - дескать, потребовался слишком большой объем земляных работ. Но до чего же элегантно выглядят прямые улицы и как легко ориентироваться в четкой сетке кварталов - особенно, если вспомнить запутанные, искривленные дугами переулки старой Москвы или районов новостроек 70-90-х годов. Подчеркнутые четкость, симметрия, логичность - отличительные черты планировки района.

Второй характерный признак Юго-запада - последовательно проведенный принцип периметральной застройки. Поставленные вдоль границ квартала дома надежно отделяют внутриквартальное пространство от улиц. Улицы Юго-запада выглядят парадными коридорами, а дворы замкнуты и уютны. Конечно же, злопыхатели и здесь усматривают криминал: слишком много комнат выходят окнами на оживленные улицы. Доля истины в этом есть, за парадность приходится расплачиваться некоторыми неудобствами.

И, наконец, просто нельзя не обратить внимание на главный элемент застройки - дома. На Юго-западе, в отличие от районов более поздней застройки, все жилые дома - добротные, кирпичные, по большей части восьмиэтажные.

Обойти весь Юго-запад за один день невозможно. Также нельзя в одной статье рассказать обо всех примечательных сооружениях, выстроенных в пятидесятых годах вдоль Ленинского проспекта. Но краткую экскуурсию по трем-четырем наиболее примечательным кварталам совершить вполне возможно.

В ходе проектирования каждый квартал еще не существующего Юго-запада получил свой номер, причем порядок нумерации составлял, очевидно, секрет проектировщиков. Так, движущемуся от центра путешественнику на правой стороне Ленинского проспекта сначала встретится квартал с номером 25, потом пойдет номер 2, за ним 1, а дальше вдруг объявятся 13 и 14 кварталы. Немного странно, но делать нечего - именно в таком порядке и пойдет рассказ об этих пяти кварталах.

В первом из них (том, что имеет официальный номер 25) наибольшей известностью пользуется универмаг "Москва", спроектированный авторским коллективом в составе архитекторов Ю.Пересветова, Б.Соболевского, Л.Ляхова, инженеров Р.Ратова, П.Третьякова, Е.Фармаковской, М.Рожковой. Сорок лет "Москва" считалась третьим по величине универмагом Москвы (после ГУМа и ЦУМа), и отличался от них подчеркнутой современностью (конечно, для того времени) облика и строительных конструкций, что подчеркивалось сплошными стеклянными стенами здания.

По сторонам от универмага фронт застройки Ленинского проспекта образуют восьмиэтажные жилые дома. Для застройки квартала 25 проектировщики выбрали типовую серию с индексом "6". В нее входило несколько типов домов: "6-1" - на четыре секции, "6-4" - на шесть секций, "6-2" - трехсекционные. Вот из этих-то стандартных элементов архитекторы Б.С.Мезенцев, Д.И.Бурдин, И.Голубева, Л.Лаврова компоновали П- образные в плане блоки, составленные из трех типовых домов. В каждом таком блоке насчитывалось по 462 квартиры общей площадью в 21 тысячу квадратных метров. Небольшие сдвиги в расстановке корпусов, образуемые ими курдонеры, использование первых этажей под магазины позволили избежать монотонности фронта застройки и добиться прекрасного эффекта с помощью очень простых средств.

Особый интерес представляет дом, спрятавшийся за "спиной" универмага. В пятидесятые годы о нем много писали и спорили. Это был один из первых в Москве экспериментальных домов с малометражными квартирами. Именно в них видели наиболее радикальное средство скорейшего расселения москвичей из набивших оскомину коммуналок.

Маленькие, но отдельные квартиры, были, конечно же, лучше, чем просторные комнаты и коридоры в квартирах, где обитало по пять-шесть семей, но в доме 7 по улице Фотиевой с минимизацией, пожалуй, перестарались. Например, в двухкомнатной квартире, прихожая имела площадь примерно в 2.5 квадратных метра. Стоять там вдвоем уже было затруднительно. К передней примыкала кухня - шириной аж в 1 метр 65 сантиметров. Этого хватало на установку рабочего стола и на то, чтобы пройти мимо него, не задев плечом стены. За передней следовала большая комната, рассчитанная на установку стола с 2-3 стульями, дивана, шкафа, тумбочки. Втиснуть туда что-нибудь еще было можно, но тяжело. Далее - небольшой тамбур для прохода в санузел (конечно, совмещенный) и спальню. В эту последнюю влезали две кровати и платяной шкаф. По оставшимся проходам можно было передвигаться только бочком. В общем, двое жить в такой квартире могли. Трое - уже нет.

И все же архитекторов Л.Павлова, Л.Гончара, инженера К.Замощина хвалили. В основном за храбрость. И слегка за внешний вид дома. Соседние секции дома слегка сдвинуты по отношению друг к другу, к образовавшимся выступам фасада уютно примыкают балконы. В результате дом выгодно выделяется в ряду своих строго прямолинейных соседей.

Помимо жилых домов, в 25 квартале был предусмотрен и (что случалось далеко не всегда) реализован полный комплект предприятий обслуживания, в том числе целых 4 школы. Само по себе здания ничего особенного не представляют - обыкновенные пятиэтажные блочные МЮ. Но вот объединение сразу 4 школ с пришкольными дворами в один обширный участок позволило создать на нем почти настоящий стадион. А чуть позже тут же соорудили небольшой закрытый плавательный бассейн.

Кварталы 1 и 2, расположенные между Университетским и Ломоносовским проспектами, являются своеобразным центром Юго-запада. Именно здесь, на Ломоносовском проспекте (N 14) в 1953 году началось возведение огромного дома преподавателей Московского государственного университета. Разработчики проекта этого незаурядного сооружения (архитекторы Я.Белопольский, Е.Стамо, инженер Г.Львов). выдержали его в лучших традициях "сталинской" архитектуры.

Развитый силуэт, богатая пластика фасада, сдержанный, но эффектный декор, просторные и удобные квартиры, тщательная отделка ставят дом в число выдающихся жилых зданий Москвы. Общий принцип композиции сближает сооружение с его ровесниками - высотными зданиями. Широко раскинувшиеся боковые крылья насчитывают по 10 этажей, возвышенная центральная часть - 14. Стоило увенчать ее башенной надстройкой с традиционным шатром, и Москва получила бы еще одну вполне приличную высотку.

Удача замысла авторов дома университетских преподавателей подтверждается тем, что их творение (вообще-то не предназначавшееся для тиражирования) воспроизвели еще дважды. Сначала его повторили в соседнем юго-западном квартале 2 (Университетский проспект,5), а затем на Фрунзенской набережной, 50.

Позади творения Белопольского, Стамо и Львова поставлены два школьных здания (Ломоносовский проспект,12 и 16). Они также уникальны - больше таких не найти во всем городе. Интересно их внутреннее устройство - архитектор Г.В.Севан попытался избежать привычных тоскливых школьных коридоров, сгруппировав классы на каждом этаже вокруг двух просторных рекреационных залов. Выделяются школы и внешностью - над основным четырехэтажным объемом возвышается обильно остекленный актовый зал, а сзади примыкает низкий объем физкультурного зала.

За Ломоносовским проспектом расположен квартал 13. Основу фронта его застройки составляют жилые дома, проект которых разрабатывали архитектор Д.И.Бурдин, М.В.Лисициан, Ю.А.Уманская, инженер Ф.Ф.Телесницкий. Декоративный эффект фасадам зданий придают глубокие лоджии с заполняющими их двухъярусными аркадами.

А прямо напротив дома преподавателей МГУ расположен культурный центр квартала - кинотеатр "Прогресс" - также своего рода знаменитость Москвы пятидесятых годов. Это был первый в городе кинотеатр, выстроенный в остросовременной (для середины пятидесятых годов) форме коробки. Казалось бы, что с нее взять? Ан нет, "Прогресс" выглядел (да и сегодня выглядит) совсем неплохо. Сделать здание запоминающимся помогли три элемента: облицовка в косую клетку - красным и желтым кирпичом, огромная ниша над входом, предназначенная для размещения афиш демонстрируемых кинофильмов и стеклянная "подрезка" снизу, создававшая впечатление, что основной объем здания висит над пустотой.

Кинотеатр москвичам понравился, и его проект (архитекторов Е.Гельмана, Ф.Новикова, И.Покровского, инженера М.Кривицкого) спустя несколько лет реализовали еще дважды на Новопесчаной улице (кинотеатр "Ленинград") и улице Зои и Александра Космодемьянских ("Рассвет").

Обрамление "Прогресса", подчеркивающее его ведущую роль в застройке южной стороны Ломоносовского проспекта, составляют жилые дома (N 15 и 19) с двугранными эркерами. Специально для Юго-запада типовой проект был доработан под руководством Е.Стамо.

В глубине квартала прячется большой массив так называемых "красных" домов (улица Строителей, 4 и 6). Они действительно красные, чем резко выделяются на фоне своих бежево-розовых соседей. Нетрадиционный цвет объясняется временем возведения "красных" домов - их начали строить первыми, в 1952 году, когда производство керамических плиток для облицовки фасадов зданий находилось еще на стадии эксперимента. Одну из технологий изготовления предложил инженер А.Мелий. Как раз изготовленными по ней плитками (названными, понятно, плитками Мелия) и покрыли фасады первых 14 жилых корпусов Юго-запада. Век красных плиток оказался недолог - через пару лет для московских домов окончательно установился привычный для нас бежево-розовый цвет, который и стал господствующим на просторах Юго-запада.

Расстановка "красных" домов в плане напоминает две обращенные навстречу друг другу скобы (из семи корпусов каждая), между которыми расположился удивительно уютный, замкнутый но при этом просторный и обильно озелененный двор. А вокруг массива "красных" домов расстилается другой, внешний двор, окруженный со всех сторон домами, стоящими по границам квартала.

Здесь же, на южной границе, пролегающей по улице Строителей, можно ознакомиться с интересным образцом использования рельефа местности. В небольшой пригорок вдоль улицы врезан гараж для индивидуальных автомобилей (архитектор И.Виноградский). Крыша гаража служит площадкой для прогулок, что подчеркнуто постановкой на ней двух беседок довольно легкомысленного вида.

Ну, вот, пожалуй, и все. Осталось назвать тех, кто разрабатывал генеральный план застройки этого замечательного московского района. Эту благородную задачу успешно решили сотрудники мастерской N3 Моспроекта, руководимой известным архитектором А.В.Власовым

Алексей РОГАЧЕВ
«Квартира, дача, офис», №95, 03.06.2002